На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Красота Православия

1 230 подписчиков

Кадильные свечи – возвращенная традиция

Предлагаем вашему вниманию беседу с Александрой Босник – генеральным директором предприятия «Компания «Фаворский свет», которое возвратило из забвения «монашенки» – кадильные свечи, использовавшиеся нашими предками при домашней молитве. Подготовлено ortox.ru

 

– Когда в 2007 году кадильные свечи – «монашенки» появились в церковных лавках, они воспринимались как нечто новое, необычное. А ведь это достаточно древняя традиция? Когда она зародилась?

– В каком столетии кадильные свечи впервые вошли в обиход православных христиан, доподлинно неизвестно, но с XV века они упоминаются в церковной литературе, словарях. В одной из книг я встретила такое определение: «Монашенки – это курительные свечки, которые состоят из угля, ароматических трав и ладана».

 

– Откуда произошло название?

– Вероятно, тут было несколько причин. Кадильные или, как тогда говорили, курительные свечи имели коническую форму, черный цвет – так что при некотором воображении в них действительно можно было увидеть сходство с фигурами монахинь в длинных одеяниях и остроконечных скуфейках. К тому же такие свечи использовали в своих кельях монашествующие – хотя и в быту благочестивых мирян они занимали свое место. Ладан традиционно воскуряют во время молитвы, своим благоуханием он символизирует Божественную благодать. А кадильные свечи, где ладан уже смешан с углем, намного удобнее в использовании.

 

– Как появилась идея начать производить кадильные свечи в наши дни?

– Все началось с исследовательского интереса, далекого от производственных замыслов.  В то время я снимала жилье, и у меня возникали размолвки с хозяйкой квартиры из-за того, что, молясь, я часто кадила дома ладаном. Я разжигала уголь, при этом нередко вспыхивал огонь, шел дым, иногда возникал неприятный запах из-за некачественного угля и ладана. Понятно, что владелица квартиры опасалась, что я устрою пожар.

Родственник моего будущего мужа увлекался парфюмерией, благовониями, собирал натуральные масла, привозил их из разных стран. Однажды, когда он читал какую-то древнюю книгу, ему попался рецепт кадильных свечек… Когда мы познакомились, мне подарили «монашенки» собственного производства, и они мне очень понравились: от них нет ни едкого дыма, ни огня, запах очень приятный. Запас первых кадильных свечек был израсходован, мы решили сделать еще партию, причем мой муж сконструировал станок для их производства. Возникла идея поделиться изобретением. Мы предложили кадильные свечки на реализацию Валаамскому монастырю и некоторым другим приходам, первая партия была успешно распродана, пошли заказы. Тогда мы занялись усовершенствованием рецепта, стали расширять производство, наконец поставили дело на промышленный лад.

 

– Вы сказали, что раньше «монашенки» имели форму конуса. Почему у вас они получили вид ровных палочек?

– Так удобнее с точки зрения производства. Да и аромат из ровных свечей источается более равномерно. У конической свечи сначала тлеет совсем узенький кончик, потом – широкое основание, так что запах может быть сначала почти незаметным, затем излишне насыщенным, а при выбранной нами форме таких проблем не возникает.

 

– А компоненты современных «монашенок» отличаются от дореволюционных?

– В некоторой мере – да. Сегодня наше производство выпускает десять видов кадильных свечей разных ароматов. «Монашенки» с запахом ладана не имеют искусственных компонентов, там содержится только ладан и уголь. Начиная свое дело, мы специально обратились к производителям ладана на Афоне. Так что «монашенки» имеют такие же названия и ароматы, как и наиболее употребляемый сегодня ладан: «Византия», «София» и т.п.

 

– Кстати, а в Греции кадильные свечи используют?

– Нечто подобное там есть – смеси для каждения, где уголь уже соединен с ладаном и травами. Только в Греции они имеют другую форму и, конечно, иное название.

 

– Не приходилось ли вам встречать косность, недоверие – все-таки вы ввели в церковный обиход давно забытый продукт?

– Поначалу случалось и такое: нам иногда не верили, что угольные палочки – нашего производства, думали, что мы привезли их из Индии. Далеко не все знали, что «монашенки» традиционны для Православия, приходилось объяснять, что это наша, русская традиция, забытая в ХХ столетии. Поэтому мы и помещаем цитаты из старых книг, где упоминаются «монашенки», на упаковках – чтобы люди знакомились с нашей традицией.

 

– Но сегодня «монашенки» пользуются спросом в церковных лавках по всей России.

– И не только. Их закупают и Украина, Беларусь, Казахстан. Так что, слава Богу, наше производство постоянно растет, меняем оборудование, набираем людей. У нас уже работает целый заводик.

 

– Кадильные свечи можно использовать только дома или в храме они тоже уместны?

– Не существует никаких правил, не дозволяющих положить кадильную свечу, в которой соединены те же ладан и уголь, в кадило во время богослужения. К тому же многие священники используют «монашенки» на требах – это очень удобно при совершении молитвы вне храма, там, где нет помощников.

 

Беседовала Алина Сергейчук.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» №37, 2013 г.

Картина дня

наверх